Программа по развитию личностного потенциала


«Способности важны, но еще важнее способность использовать способности».

Д.А. Леонтьев

Д-р психол. наук, профессор НИУ ВШЭ,
председатель Экспертного Совета Программы
по развитию личностного потенциала

Программа по развитию личностного потенциала (РЛП) нацелена на формирование у ребенка способности управлять своими способностями, включающими:

  1. Готовность к совершению осознанного самостоятельного выбора
  2. Способность к достижению личных целей
  3. Способность к преодолению трудных жизненных ситуаций,

а также эффективное управление когнитивно-эмоциональными процессами и регуляцию поведения.

Программа позволяет реализовать персонализированный подход к развитию каждого ребенка и сформировать в образовательных организациях личностно-развивающую среду, в которой ребенок может обрести субъективное благополучие, развить в себе личностную зрелость и гибкость, способность к социальной интеграции и выстраиванию межличностных отношений.

На сегодняшний день методики Программы РЛП прошли психолого-педагогическую экспертизу Российской академии образования (РАО) и рекомендованы ею к интеграции в систему дошкольного и общего образования.

Программа направлена на развитие личностного потенциала детей и помогает современному ребенку научиться ставить цели в жизни и их достигать, делать осознанный выбор, формировать свою траекторию обучения и развития, быть готовым к изменениям и преодолению трудных жизненных ситуаций, быть ответственным за свою жизнь, эффективно управлять своими ресурсами, мышлением, эмоциями, поведением, взаимодействием с другими.

Инициатор Программы Благотворительный фонд «Вклад в будущее»

Благотворительный фонд «Вклад в будущее» создан Сбербанком в 2015 году для поддержки развития российского образования с учётом вызовов XXI века и развития инклюзивной среды, обеспечивающей членам общества равные возможности самореализации вне зависимости от особенностей развития. Фонд поддерживает проекты, способствующие системным и эффективным изменениям в российской общеобразовательной школе.

Подробнее о деятельности и проектах фонда по ссылке: www.vbudushee.ru 

Партнеры Программы:

1.Московский городской педагогический университет (МГПУ)

Московский городской педагогический университет (МГПУ) входит в тройку лидеров среди гуманитарных и педагогических вузов России. В нем обучается около 16 тыс. школьников, студентов колледжей, бакалавров, магистров и аспирантов. 

МГПУ сегодня – это 13 образовательных и научно-исследовательских институтов, 285 образовательных программ, более 30 учебных площадок, сеть научно-исследовательских лабораторий, Университетская школа, Предуниверсарий с углубленной гуманитарной базой, «Серебряный университет» для пенсионеров, детские клубы и центры, более 100 партнеров за рубежом. Более 80% научно-педагогических работников Университета имеют учёные степени, из которых 23% – доктора наук. 

МГПУ реализует более 250 программ дополнительного профессионального образования, адресованных учителям, воспитателям, психологам. Ежегодно обучение по программам повышения квалификации в Университете проходят более 15 000 педагогов и руководителей различных образовательных организаций.

2. Международная лаборатория позитивной психологии

Международная лаборатория позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ была создана в 2014 году как исследовательский центр НИУ ВШЭ для изучения проблематики мотивации личности, саморегуляции и личностного выбора, психологического благополучия и осмысленности жизни, а также других вопросов прикладной позитивной психологии. 

Лабораторию возглавляет доктор психологических наук, профессор Дмитрий Алексеевич Леонтьев. Научным руководителем Лаборатории является американский психолог и исследователь, доктор философии Кеннон Шелдон.

Лаборатория интегрирует подходы к целеполаганию и мотивации, разработанные в американской, европейской и российской психологических традициях; разрабатывает теоретические модели соотношения целей и личности, участвует в международных проектах и сама инициирует новые проекты, направленные на изучение вклада социо-культурных факторов в формирование личности и мотивации.

Партнер по разработке и реализации ППК

Лаборатория развития личностного потенциала в образовании создана в сентябре 2019 года в Институте системных проектов МГПУ при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Лаборатория является ключевым оператором по направлению подготовки и сопровождения педагогических кадров Программы по развитию личностного потенциала. В ее задачи входит разработка и развитие программ повышения квалификации (ППК) для управленцев, педагогов, наставников и преподавателей, организация обучения педагогов в регионах, сопровождение и поддержка масштабирования Программы по всей стране. 

Лабораторию возглавляет д-р пед. наук, доцент А.Н. Иоффе. В качестве экспертов, преподавателей, модераторов и наставников обучения Лаборатория привлекает научных сотрудников МГПУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, РАНХиГС и других ведущих исследовательских и учебных организаций страны. 

Подробнее о Лаборатории по ссылке: https://isp.mgpu.ru/about/podrazdeleniya/laboratorii/laboratoriya-razvitiya-lichnostnogo-potentsiala-/ 

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРОГРАММЕ

Программа по развитию личностного потенциала реализуется с 2018 года Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее».

Программа фокусируется на развитии личностного потенциала ребенка, помогая ему научиться управлять своими внутренними ресурсами, мышлением, эмоциями, поведением, взаимодействовать с другими, ставить цели и быть ответственным за свою жизнь.

Программа создает условия для формирования индивидуальной траектории социализации каждого ребенка, его гармоничного развития с учетом имеющихся способностей и ресурсов, обеспечивает ему психологическую поддержку. Участие в Программе способствует обретению ребенком психологического здоровья и благополучия, развитию личностной зрелости и гибкости, гармонизации отношений с педагогами, родителями, друзьями в условиях непрерывных быстрых изменений вокруг.

Программа предлагает системное комплексное решение для образовательных организаций по сопровождению развития ребенка с 5 до 18 лет с учетом его возрастных особенностей и вовлекает в этот процесс всех ключевых участников образовательных отношений: педагогов, родителей, управленцев образовательных организаций, органы исполнительной власти в сфере образования, институты повышения квалификации и развития образования в регионах.

Методика Программы опирается на научную концепцию личностного потенциала, с использованием инструментов социально-эмоционального и когнитивного развития детей, а также средового подхода в образовании.

Программа восполняет в школах дефицит инструментов по развитию актуальных для XXI века навыков и компетенций, на которые нацелены ФГОС, Указы Президента РФ, закон о воспитании. Программа операционализирует эти цели и переводит их в прикладное решение для современной системы образования.

Решение реализуется через комплексное воздействие, которое включает:

  • Трансформацию образовательной среды в школах и детских садах,
  • Профессиональное развитие педагогов в области социально-эмоционального и когнитивного развития детей и их психолого-педагогической поддержки, 
  • Освоение педагогами практик управления собой, использования внутренних ресурсов для эффективной деятельности и эмоциональной поддержки,
  • Обеспечение школ и д/садов современными инструментами для развития детей с 5 до 18 лет,
  • Создание необходимой инфраструктуры и кадрового обеспечения для самостоятельного развития Программы в регионах-участниках.

К 2023 году планируется, что Программа охватит 30 регионов, более 2000 образовательных организаций, 24 000 педагогов.

ГЕОГРАФИЯ ПРОГРАММЫ

На сегодняшний день в Программе участвуют 20 регионов РФ. Программа стартовала в 2018 году с обучения первых управленческих команд в пилотных региона — Калужской и Ярославской областях.

В 2019 и 2020 году состоялись два конкурсных отбора регионов, по результатам которых еще 18 регионов присоединились к Программе. Подробнее с географией Программы и ее участниками можно познакомиться по ссылке: https://lpconference.vbudushee.ru/#participants

ХРОНИКА СОБЫТИЙ ПРОГРАММЫ

I/ Программа по развитию личностного потенциала стартовала в 2018 году с обучения первых управленческих команд 24 образовательных организаций Калужской и Ярославской областей. С этого момента в этих школах и детских садах началась реализация комплексных стратегических проектов создания и развития личностно-развивающей образовательной среды. Весной 2019 года педагоги обозначенных школ и детских садов прошли специальную подготовку по работе с учебно-методическими материалами и инструментами Программы, а осенью 2019 года в этих образовательных организациях начались занятия с детьми по социально-эмоциональному развитию. 

II/ В июне 2019 года были подведены итоги первого Конкурсного отбора регионов. На рассмотрение было подано 32 заявки от органов исполнительной власти в сфере образования субъектов РФ. Конкурсная комиссия выбрала 10 новых регионов-участников. 

III/ Шестикратное увеличение количества регионов-участников (с 2 до 12) актуализировало задачу вывести подготовку педагогов в рамках Программы на новый уровень. И в конце лета-начале осени 2019 года в Институте системных проектов МГПУ при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» была создана Лаборатория развития личностного потенциала в образовании. Лаборатория создана как ключевой оператор по направлению подготовки и сопровождению педагогических кадров Программы по развитию личностного потенциала. 

IV/ В сентябре 2019 года для регионов, вступающих в Программу по итогам первого конкурса, фонд совместно с вновь созданной Лабораторией организовали и провели в Москве обучение будущих преподавателей, модераторов и региональных экспертов управленческого модуля программы повышения квалификации. Главным результатом обучения стало начало формирования «кадрового резерва» Программы: федеральной и региональных обучающих и сопровождающих команд (ФОСК и РОСК). 

V/ К концу первой декады февраля 2020 года во всех десяти регионах, которые были отобраны в рамках первого Конкурса, завершился очный этап обучения управленческих команд. Обучение прошли 545 управленцев, психологов, методистов из 133 школ, детских садов, организаций допобразования (Кванториум, центр детского творчества), региональных институтов развития образования. Параллельно с обучением первых управленческих команд в десяти новых регионах, в Ярославской и Калужской областях прошло обучение управленческих команд второй волны (160 управленцев из 35 школ и 8 детских садов).

VI/ В феврале 2020 года фондом и Лабораторией был организован и проведен первый этап обучения преподавателей педагогического модуля программы. В обучении, которое прошло в Москве, приняли участие 135 человек из всех 12 регионов-участников. Второй этап обучения преподавателей педагогического модуля пройдет в начале осени 2020 года.

VII/ Из-за карантина, вызванного пандемией COVID-19, обучение педагогов в регионах по материалам первого этапа ППК (знакомство с СЭР детей и методология обучения с использования УМК) было проведено в онлайн-формате и прошло в 10 регионах из 12 в течение апреля-июня 2020 года. Это позволит начать занятия с детьми по УМК «Школа возможностей» уже с начала нового учебного года. Оставшиеся 2 региона проведут обучение педагогов в сентябре.

VIII/ Второй Конкурсный отбор регионов для участия в Программе завершился в мае 2020 года. По результатам Конкурса в Программу с нового учебного года вступают еще 8 регионов.

IX/ В июне 2020 года для объединения всех участников Программы была организована I Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования», в которой приняли участие более 2000 человек из 40 регионов. С материалами конференции можно ознакомиться здесь: https://lpconference.vbudushee.ru/

X/ 20 июля 2020 года 7 ведущих российских педагогических университетов объединились и подписали восьмистороннее соглашение с участием БФ «Вклад в будущее» о создании Консорциума «Развитие личностного потенциала в образовании». И уже в августе и ноябре-декабре 2020 года прошло погружающее обучение в содержание Программы для 96 представителей вузов-участников консорциума.

XI/ В сентябре 2020 года новая команда из 32 преподавателей из восьми новых регионов прошла подготовку в Москве и уже в октябре приступила к обучению управленческих команд. В период с октября 2020 года по февраль 2021 года в общей сложности 112 управленческих команд из 80 школ и 32 детских садов 8 новых регионов (первая волна) прошли обучение по программе: Кузбасс, Республика Удмуртия, Мурманская, Пензенская, Самарская, Новосибирская, Волгоградская и Тульская области. 

XII/ В сентябре-октябре 2020 года в 12 регионах, во всех образовательных организациях, чьи управленцы и педагоги прошли обучение в 2018/2019 и 2019/2020 учебных годах начались занятия с детьми по выделенному курсу социально-эмоционального развития и по развитию универсальных компетенций XXI века – компетенций 4К (критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация). В пилотных регионах: Ярославской и Калужской областях – в 24 образовательных организациях, вступивших в программу в 2018 году, продолжились занятия с детьми, которые уже работали по программе в прошлом учебном году, по материалам второго года обучения.

XIII/ Весной 2021 года общественности будут представлены первые результаты мониторинговых исследований эффектов программы в регионах и образовательных организациях-участниках. Презентация материалов исследований, которые проводит Высшая школа экономики вместе с БФ «Вклад в будущее», состоится на II Всероссийской конференции участников программы «развитие личностного потенциала как ценность современного образования». Конференция пройдет 31 марта 2021 года онлайн.